Что такое водо и светоустойчивость чернил?

 

Чернила для струйных принтеров и плоттеров традиционно воспринимались
как нечто ненадежное - они в большинстве своем боятся лучших друзей человека
- солнца и воды.

Почему чернила боятся воды? Ответ прост - в них используется краситель, легко
растворимый в воде. Поэтому высохшее изображение снова будет растворяться
в воде, т.е. размазываться от прикосновения мокрыми руками и т.д. С появлением
чернил на основе пигментов проблема водоустойчивости считается практически
решенной - пигмент не растворяется в воде и поэтому печатное изображение не
расплывается даже, если его поместить в аквариум или подставить под душ.

Проблема устойчивости цвета намного сложнее. Картинка выцветает под действием
солнечных лучей, становится бледной и практически одноцветной.

Основой стабильности цвета является устойчивость чернил к действию ультрафиолетовых
лучей. Как действует УФ? Большие молекулы красителя под действием коротковолновых
УФ лучей деградируют, так как в них изменяются некоторые химические связи,
и молекула красителя распадается на несколько фрагментов, которые могут быть
окрашенными или бесцветными, но это уже совсем другие по свойствам вещества.

Кроме того, выцветание бывает "темновым", т.е. без воздействия
ультрафиолета, под действием других условий окружающей среды:

высокой влажности (происходит сдвиг цвета или пожелтение);

высоких температур (выцветание, потемнение, сдвиг цвета);

промышленных выбросов (обесцвечивание или сдвиг цвета);

агрессивных газов, например, озона (разрушение молекул красителя, аналогичный
эффект, как в случае выцветания под УФ).

Картинки, напечатанные с помощью dye-based (на основе красителя) чернил,
на улице сохранятся не более двух дней. Недаром такие чернила называют in-door
- для использования внутри помещений. Даже если какой-то производитель чернил
заявляет, что его dye-based чернила светоустойчивы, верить этому не стоит.
Наверное такие чернила всего-навсего обладают повышенной светоустойчивостью
и картинки останутся неизменными на улице неделю, максимум две или чуть больше,
если подобрать самый подходящий субстрат.

Светоустойчивыми являются пигментные чернила, поэтому их называют outdoor.
Самые светоустойчивые черные чернила. В них чаще всего в качестве пигмента
используется сажа. Цветные пигментные чернила не такие светоустойчивые: желтый
пигмент выгорает также быстро как чернила на основе красителя, а зеленый быстрее
синего и т.д.

На сегодняшний день нет метода стопроцентной защиты печатного изображения
от выцветания. Однако есть некоторые методы повышения светоусточивости.

Бумага с покрытием впитывает чернила, картинка очень быстро высыхает. Но
для получения ярких цветов некоторое количество чернил должно оставаться на
поверхности, которое и будет выгорать. Чем ближе в слое бумаги к поверхности
находяться чернила, тем сильнее они выгорают. Т.е. защита только части чернил
высокого качества не дает.

При добавлении в чернила специальных, поглощающих УФ добавок, также нельзя
добиться 100 % эффекта защиты, так как должен поглощаться весь диапазон УФ
волн - от 190 до 400 нм, а таких веществ просто не существует. Кроме того,
трудно представить, что эти добавки возьмут на себя все УФ лучи. Что-то достанется
и красителю.

Ламинирование, т.е. закатывание листа с изображением в пленку (ламинат),
который блокирует УФ свет, также не гарантирует 100 % результат. Никакой из
ламинатов не дает защиты на всем диапазоне УФ волн, чаще до 380 нм. Причина
в том, что УФ-абсорберы, защищающие до 400 нм, также блокируют фиолетовый
и в некоторой степени синий цвет. Поэтому изображение кажется желтоватым.
Кроме того, на слово верить производителям о степени защиты от УФ не следует.
Методы испытаний таковы, что осуществляются в искусственных условиях и являются
сильно ускоренными (не будет же человек наблюдать 20 лет процесс выцветания
прежде, чем начнет продавать ламинат). Искусственного источника УФ-излучения
такого, как солнце, просто нет. Т.е. все данные приблизительные получаются.

Вывод таков, что на сегодняшний день нет 100 % светостойких чернил.

Но есть много методов ее повышения.